3 декабря в России отмечается профессиональный праздник — День юриста. 

Профессия юриста была актуальной во все времена. Когда многие из нынеш­них профессий были еще в зародыше или не существовали вовсе, древнегреческие и древнеримские юристы уже составляли объемные и детально проработанные правовые кодексы. И это неудивительно — создание и обеспечение правовых норм в обществе было абсолютно необходимо со времен появления самых первых ци­вилизаций. Общество, в котором отсутствуют какие-либо правовые нормы, просто не сможет существовать. 

 

Переход нашей страны на рельсы рыночной экономики в начале 1990-х годов вызвал и особую популярность профессии юриста среди российской молодежи. Создавались новые формы собственности, появлялись новые механизмы функци­онирования общества — все это требовало соответствующего правового обеспе­чения. Поэтому в 1990-е годы профессия юриста стала в России одной из самых популярных.

И сейчас большинство молодых людей, планирующих получить профессию юриста, стремятся непременно попасть в какой-либо вуз. Однако там они сразу же сталкиваются с рядом сложностей. Во-первых, само поступление и вся последую­щая учеба в вузах — дело весьма затратное с финансовой точки зрения. Во-вторых, самая главная неприятность подстерегает студентов сразу после завершения учебы. Оказывается, что получить хорошую работу, по специальности отнюдь не так просто, как казалось при поступлении. А между тем многие молодые люди даже и не знают о наличии в городе целой сети средних специальных учебных заведений, дающих среднее юридическое образование. И выпускники таких заведений зачастую гораз­до быстрее находят себе применение на рынке труда, чем их более «привилегиро­ванные» коллеги.

Якутский филиал юридического колледжа Международной полицейской ассо­циации создан 1 декабря 2007 года и осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования по трем программам базового уровня: 031001 «Правоохранительная деятельность», 030912 «Право и организация социального обеспечения», 280703 «Пожарная безопасность». За весь период об­учения среднее профессиональное образование получили 289 человек, в том числе 152 человека с квалификацией «Юрист».

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту обяза­тельная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам составляет около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их ос­воение.

Профессиональный цикл составляет 75% основной профессиональной обра­зовательной программы и состоит из общепрофессиональных (юридических) дис­циплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятель­ности. В состав профессионального модуля входит несколько междисциплинарных курсов. Например, согласно требований федерального государственного образова­тельного стандарта нового поколения основной профессиональной образователь­ной программы специальности 031001 «Правоохранительная деятельность» в Якут­ском филиале Юридического колледжа Международной полицейской ассоциации предусмотрено обучение студентов по профессиональным модулям «Оператив­но-служебная деятельность», «Организационно-управленческая деятельность», состоящие из практических занятий по междисциплинарным курсам: «Тактико-специальная подготовка», «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность», «Специальная техника», «Делопроизводство», «Основы управле­ния в правоохранительных органах» с общим объемом 1066 часов. По специально­сти 030912 «Право и организация социального обеспечения» общепрофессиональ­ный цикл включает в себя профессиональные модули «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты», «Органи­зационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации», которые состоят из междис­циплинарных курсов «Право социального обеспечения», «Психология социально-правовой деятельности», «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации». Таким образом, 70% всех занятий составляют практические занятия и освоение междис­циплинарных курсов профессиональных модулей. Освоение профессиональных модулей предусматривает прохождение практики в различных учреждениях и ор­ганизациях соответствующей юридической направленности согласно содержанию междисциплинарных компонентов. Подготовка юристов со средним профессио­нальным образованием предполагает широкое практическое обучение. Студенты колледжа должны проходить ежегодную практику в правоохранительных, судебных и иных структурах силового блока. Так что к моменту выпуска за плечами студентов должна быть солидная практическая база.

Для организации практик колледж обращается в соответствующие учреждения, организации. В свою очередь, данные учреждения вынуждены отказать в нашей просьбе по организации практик, ссылаясь на объективные причины. Например, МВД по РС(Я) готово принять студентов для прохождения практики, но согласно сущест­вующим нормативным документам, в частности, Федерального Закона от 30 ноября 2011 года № 342 и Приказа МВД России от 15 ноября 2011 года № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел РФ, не являющихся сотрудника­ми полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на поли­цию», где указано, что на территориальные органы внутренних дел не возложены обязанности по обеспечению учебной практики (практических занятий) студентам образовательных учреждений, не входящих в систему МВД России. Подобная ситуа­ция сложилась и в отношении других силовых структур, судов, прокуратуры. В связи с этим возникают проблемы по организации и проведению практики в соответству­ющих учреждениях в целом.

В настоящее время для положительного решения данного вопроса достигнута договоренность с МВД по РС(Я) по проведению практических занятий по междисци­плинарным компонентам профессионального модуля основной образовательной программы студентов очной формы обучения с использованием материально-техни­ческой базы Межмуниципального управления МВД России «Якутское» в виде охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи. Однако, объем проводимых в этом учреждении практических занятий не в полной мере от­вечает всем требованиям, целям и задачам учебного плана, т.к. студенты колледжа во время прохождения занятий будут привлекаться для работы только с участковы­ми уполномоченными полиции и по делам несовершеннолетних.

Существует распространенный стереотип о «ненужности» для рынка труда спе­циалистов со средним юридическим образованием.

Да, стереотип есть, но люди приходят, учатся и находят работу. Наши выпуск­ники работают и в органах внутренних дел, судах, пенсионных фондах, страховых фондах (как государственных, так и частных), различных социальных службах. Так что у выпускников довольно большой выбор, где можно найти себе работу.

Выпускники нашего колледжа могут работать во множестве различных пред­приятий, учреждений, организаций. А затем наши выпускники, если у них есть же­лание, продолжают работать и параллельно учиться на дистанционном отделении Института законодательства и управления Международной полицейской ассоциа­ции. Это еще один плюс среднего образования — с ним можно начать работать и од­новременно повышать квалификацию.

Юриста со средним профессиональным образованием ждали бы в первую оче­редь в государственных структурах, где к моменту окончания колледжа студент уже не раз побывал на практике. Однако, как уже говорилось выше, при организации практик в этих структурах существует немало проблем объективного характера.

Не стоит забывать, что юрист по образованию может заниматься деятельнос­тью, которая юридической формально назвать нельзя. Что ж, таковы реалии сов­ременного общества. Все очень мобильно, подвижно. Порой человеку приходится применять себя в такой сфере, о которой он никогда и не думал. Но сама подготовка юристов, круг их знаний и навыков, манера решения проблем оказываются очень полезными на всех позициях в самых различных сферах экономики.

Само собой, в учреждениях среднего профессионального образования присут­ствует весь спектр общеобразовательных дисциплин, включая информатику, ино­странный язык и другие учебные дисциплины.

Кроме того, получение среднего юридического образования — это хороший старт для будущего юриста. Колледж или техникум может послужить прочной сту­пенькой на пути к высшему образованию — если у вас будет такое желание.

Многие колледжи являются структурными подразделениями вузов: их образовательные программы обычно согласованы между собой, поэтому им не придется сдавать какой-то предмет дважды. Многие колледжи заботятся о будущем своих выпускников и заключают договоры о сотрудничестве с вузами. Например, после окончания нашего колледжа, выпускники поступают в Институт законоведения и права Международной полицейской ассоциации, в соответствии с этими догово­рами поступают в вуз на сокращенные сроки обучения — 3—4 года.

 

Проблемы трудоустройства волнуют не только самих выпускников и их роди­телей. Данной проблемой вынуждены заниматься сотрудники колледжа, несмотря на договорные обязательства, Устав колледжа, Положение, где не предусмотрены обязательства учебного заведения по трудоустройству. Данный вопрос может ре­шиться только при вмешательстве властных структур не только нашей республики, но и российских органов законодательной и исполнительной властей.